Компьютерная цветопроба. Цифровая цветопроба. Место цифровой цветопробы в допечатном процессе

Главной задачей репродукционного процесса является получение высококачественного изображения, обеспечивающего наилучшее воспроизведение оригинала и его информационного содержания с учетом возможности технологического процесса. Как проконтролировать этот процесс, на каких стадиях следует произвести оценку возможных ошибок, учесть и исправить их? Есть много способов и методик, но наиболее часто в современном полиграфическом производстве используется цветная имитация будущего печатного оттиска, или цветопроба.

Сегодня под термином «цветопроба» понимают как собственно технологический процесс и устройства, предназначенные для этого, так и получаемое цветное изображение. Цветопроба может быть цифровой, аналоговой, мягкой, твердой, контрактной и т.д., что, однако, не проясняет сути вопроса. Цветопробные устройства создавались для имитации с наименьшими затратами будущего печатного оттиска. Было бы неправильно считать, что все цветопробные устройства воспроизводят цвет одинаково и дают полное представление о качестве будущей продукции. С помощью цветопроб можно получить лишь приблизительное представление о печатном оттиске, и не более того. Однако зачастую цветопробу рассматривают как отдельное устройство, которому либо доверяют на 100%, либо используют как некий атрибут современного полиграфического производства, не очень понимая суть происходящих процессов.

Естественно, что даже два отпечатка, сделанных один за другим, будут иметь различия, а что говорить о результатах, полученных с использованием различных видов цветпробных устройств! Все устройства, воспроизводящие цвет, делают это по-разному, причем каждое устройство может воспроизвести только определенный набор цветов, называемый цветовым охватом, гамутом или локусом. С появлением компьютерных технологий встал вопрос управления цветом и манипулированием цветовыми охватами. С этой целью стали использовать систему управления цветом CMS (Color Management System), которая позволяет согласовывать цветовые охваты различных устройств, записанные в ICC-профили.

Следует различать создание цветового профиля устройства и его калибровку. На практике понятие «калибровка» относится к внутренним тестам, заложенным в устройство компанией-производителем. С помощью калибровки устройство выводится в рабочие режимы, то есть сигнал на входе приводится в соответствие сигналу на выходе. Например, измеренные относительные площади растровых точек на фотоформах должны совпадать с их номинальными значениями, в противном случае необходимо внести коррективы в настройки растрового процессора.

К цветопробным устройствам в принципе относится любое устройство, на котором можно получать цветное изображение. Поэтому во многих случаях очень сложно провести грань между профессиональными цветопробными устройствами и обычной оргтехникой, установленной в офисе.

В настоящее время существуют четыре вида цветопроб: экранная, цифровая, аналоговая и пробная печать. Начинается этот список с самой простой и дешевой цветопробы, а заканчивается наиболее технологически сложной и дорогой, но позволяющей получать результаты, наиболее приближенные к тиражным оттискам. У каждого из видов цветопробных устройств есть свои достоинства и недостатки. Каким образом выбрать нужное для производства решение? Ответ на наш взгляд один: только путем тестирования.

Цветопроба в реальном технологическом процессе преследует две основные цели:

  • внутренний контроль подготовки цветных изображений;
  • предъявление результата работы заказчику до печати тиража.

Место цветопробы как технологической операции в процессе допечатной подготовки неоднозначно. Она может быть включена после сканирования и цветокоррекции, сделана с окончательно сверстанных полос (но до вывода фотоформ), непосредственно с фотоформ, а также может быть произведена пробная печать с готовых печатных форм (рис. 1). При использовании цифровых печатных машин, работающих по технологии «из компьютера в печать» (Computer to print), цветопроба теряет первоначально заложенный в нее смысл и может осуществляться прямо в машине. Рассмотрим вышеперечисленные виды цветопроб подробнее.

Экранная цветопроба

Как следует из названия, оператор оценивает изображение, получаемое на экране монитора. От того, насколько правильно воспроизводит монитор цвета и оттенки, будет зависеть правильность выполняемой цветокоррекции. Корректное воспроизведение цветов на мониторе тем сложнее, чем ниже класс монитора. В худшем случае не поможет даже правильно построенный профиль устройства.

Кроме того, синтез цвета на экране принципиально отличается от синтеза цвета в печатающих устройствах. В первом случае это аддитивный синтез (то есть монитор формирует все цвета и их оттенки путем сложения трех основных составляющих - красного, зеленого и синего); во втором - субтрактивный синтез (основанный на вычитании из падающего на окрашенный предмет света определенных длин волн).

При работах, связанных с высокими требованиями к качеству воспроизведения цвета (многокрасочная печать, включая специальные цвета и т.д.), следует использовать мониторы более высокого класса, нежели при работе с однокрасочной или двухкрасочной продукцией. При этом не стоит скупиться на приобретение приборной базы для построения ICC-профилей устройств.

Цифровая цветопроба

Основу цифровой цветопробы составляет цифровое печатающее устройство, работающее по тому или иному принципу формирования изображения. К цифровым цветопробам принято относить электрофотографические, цветные, струйные, сублимационные и твердочернильные принтеры (рис. 2). Имитация оттиска будет наиболее точной у тех устройств, которые используют красящие вещества (чернила и тонеры) и печатные основы, по своим спектральным и физическим характеристикам приближающиеся к используемым в полиграфическом процессе.

Все цифровые цветопробы соединены с компьютерными станциями и получают информацию в цифровом виде. В этом случае качество имитации печатного оттиска будет зависеть также от используемых профилей устройств (монитора, цветопробного устройства и печатной машины). При отсутствии устройств профилирования с помощью цифровой цветопробы будет воспроизводиться интерпретация печатающим устройством цветов, заданных в прикладной программе, без учета цветовых охватов.

Остановимся на основных технологиях получения цифровых цветопроб.

Струйная печать

Принцип работы устройств основан на формировании с помощью нагрева или пьезоэлектрического эффекта мельчайших капелек жидкого красителя и перенос их на носитель - бумагу или пленку. Для цветной печати в подобных устройствах может использоваться комплект из 3 или 4 красок (в некоторых моделях до 6 и 8). Краски струйного принтера сделаны на водной или водно-спиртовой основе, поэтому оттиск, отпечатанный таким способом, отличается низкой влагостойкостью.

Рабочее разрешение таких принтеров составляет от 300 до 1440 точек на дюйм. Характерными недостатками струйной печати являются сильная зависимость качества изображения от свойств используемой бумаги и сложность имитации растровой структуры. Данные принтеры могут, конечно, использоваться для получения цветопробы, но очень часто результаты бывают далеки от печатного оттиска. Однако существуют широкоформатные принтеры, использующие принцип струйной печати, например Iris SmartJet (компании Scitex), на которых достигается хорошее приближение к печатному оттиску.

Сублимационная печать

Принтеры с использованием сублимационного (или термосублимационного) способа формирования изображения дают отпечатки с гладкими переходами цветов, напоминающие фотографические, вследствие чего подобные устройства печати устанавливаются в современных фотолабораториях. При этом способе печати вместо прямого наложения чернил или красок на бумагу применяются лавсановые пленки с красителем, испаряющимся при нагреве элементов печатной головки. Используемые краски должны быть прозрачными, так как после испарения и попадания на специальное покрытие бумаги они проникают в него и там частично смешиваются.

Результаты экспериментальных исследований:

  1. Измерение относительной площади растровой точки для цветов CMYK показало, что наименьшие градационные искажения в светах имеет цветопроба компании AGFA, в полутонах - цветопроба компании Imation, а в тенях - цветопроба компании DuPont (рис. 11).
  2. Баланс «по серому», который контролируется по элементу тройного наложения желтой, пурпурной и голубой красок, визуально должен выглядеть серым - схожим с соответствующим элементом, отпечатанным на шкале черной краской. По результатам измерений, наиболее точную оценку баланса «по серому» показали цветопробы AGFA PressMatch Dry и DuPont Cromalin Studio Sprint.
  3. Измерения цветовых координат Lab свидетельствуют, что наиболее приближенное значение яркостной составляющей L к электронному оригиналу обеспечивает цветопроба Cromalin Studio Sprint; по цветовой координате а наиболее приближенное значение к электронному оригиналу показала цветопроба MatchPrint, по координате b - цветопроба Cromalin Studio Sprint. При измерении были выбраны наиболее сюжетно важные участки изображений: кожа, света и тени.
  4. Результаты измерений цветового отклонения (ДЕ) цветопроб от электронного оригинала представлены графически на рис. 12 и в табл. 3 . По всем сюжетно важным участкам тестовых изображений наименьшее значение цветового отклонения показала цветопроба Cromalin Studio Sprint - воспроизведение наиболее приближено к цифровому оригиналу.
  5. На основе измерений цветовых координат Lab плашек на контрольной шкале и их бинарных наложений построены цветовые охваты аналоговых цветопроб. Из рис. 13 видно, что цветопроба компании MatchPrint имеет наибольший цветовой охват, а следовательно, наибольшее количество воспроизводимых цветовых оттенков.
  6. Визуальная оценка шрифтовых композиций показала, что все цветопробы воспроизводят их практически одинаково, без существенных искажений.

Проведенные исследования никоим образом не претендуют на полноту оценки возможностей аналоговых цветопроб - для подобного исследования требуется расширенное тестирование и соответственно намного большее количество измерений. Настоящим тестированием мы постарались показать, что идеального решения не существует в принципе и что по мере возможности всегда следует проводить собственные эксперименты, результаты которых должны быть наиболее приближены к конкретным производственным условиям.

Цветопроба – это важный элемент предпечатного процесса. Она позволяет заказчику наглядно определить, каким будет результат печати.

Для того, чтобы цветопроба была максимально точной, требуется специальное оборудование и соблюдение единого европейского стандарта под номером ISO 12647-7. Компания «Репроцентр АТАК» выполнит для вас цветопробу на современной технике и с соблюдением всех тонкостей ISO.

Если вы не уверены, нужна ли вам услуга цветопробы, то давайте ознакомимся с теоретической и практической частью этого процесса.

Что такое цветопроба и зачем она нужна?

Цветопроба – это распечатка фрагмента будущего тиража, которая отображает реальные оттенки всех цветов, используемых в вашем заказе. Этот документ служит ориентиром для корректирования цвета и для дальнейшей печати.

Распечатка представляет собой лист любого формата (его выбираете вы), на который наносятся изображение и цветовая палитра. Заказчик может выбрать свой «идеал» цветопередачи, под который подгоняются все оттенки.

Чтобы документ полностью соответствовал тому, что вы получите после печати тиража, нужно использовать специальные материалы и устройства. Для цветопробы берётся бумага высокого качества и плотности, типографская краска применяется та же, что и в основной печати. Процесс осуществляется с помощью профессионального принтера.

Без цветопробы можно обойтись, но в этом случае вы идёте на большой риск. Изображение на мониторе компьютера или после печати на обычном принтере не всегда совпадает с тем, что получится на выходе из типографии.

Профессиональное оборудование более точно передаёт цвета и их оттенки, нежели домашние устройства. Множество нюансов, которые не были соблюдены на предпечатном этапе, могут привести к порче всего тиража.

Например, одна из самых частых проблем – это недостаточная яркость картинки. На компьютере всё смотрелось красиво и сочно, а на выходе получилась тусклая обложка с нехваткой контрастов. А иногда цвета замещают друг друга из-за программных особенностей – зелёный становится красным, синий – жёлтым, а тираж уход в мусорное ведро.

Избежать этого легко – сделать цветопробу. На распечатке отчётливо видны все цветовые недоработки или их отсутствие. Если вас не устроят оттенки, то их легко исправить на компьютере.

Мы рекомендуем вам обязательно делать цветопробу перед релизом тиража. Даже если вы уверены, что все макеты настроены правильно, подстраховать себя не будет лишним. Выделим основные причины необходимости документа:

  1. Для заказчика. Вы получаете наглядное изображение того, как будет выглядеть тираж после печати. Если вас не устраивает какой-то цвет или оттенок, то его можно подкорректировать в макете.
  2. Вы экономите деньги и время. Ведь после итоговой печати уже ничего нельзя изменить.
  3. Для печатника. Перед вами всегда будет идеал цветопередачи, одобренный заказчиком. Цветопроба – это отличный ориентир для издания всего тиража.
  4. На распечатке видны все недоработки и артефакты. Выявив их на предпечатном этапе, типография не испортит готовую продукцию.

Стандартизация в полиграфии. Что такое ISO 12647-7?

Цветопроба – это не просто распечатка цветов, это в первую очередь документ, который создаётся по конкретным стандартам. В своей работы мы пользуемся международной стандартизацией ISO 12647-7. Это положение регулирует правила создания контрактной цветопробы, которая требуется и частным заказчикам, и большим типографиям.

В России используется европейский стандарт с соответствующей моделью цветопередачи. Для цветопробы мы используем обозначенный выше ISO 12647-7. Документ, который соответствует данной стандартизации, называется контрактной цветопробой.

Первое, что должно быть на такой распечатке – это контрольная шкала цветов, которая соответствует характеристикам Ugra/FOGRA MediaWedge. Также для контрактной цветопробы характерны определённые проценты отклонения базовых цветов, полей и тонов.

Эти жёсткие условия необходимы для того, чтобы цветопроба могла стать эталоном цвета, по которому в дальнейшем будет выпущен весь тираж. Отклонения от нормы могут привести к неправильной передаче тонов и контрастов.

Контрактный вид документа подразумевает его использование в типографии без подтверждения на то заказчика. В противном случае для ориентирования на неконтрактную цветопробу требуется письменное разрешение.

Именно поэтому данная распечатка является официальным документом, а её характеристики и использование регламентируются договором. Наша компания создаст для вас наиболее качественные контрактные цветопробы, которые станут основой для типографской печати.

Виды цветопробы. Цифровая цветопроба

Самый недорогой и быстрый вид цветопробы – цифровой. Для неё используются специальные печатающие устройства, которые наилучшим образом передают цветовые оттенки. Источником для вывода изображения служит любой цифровой файл, который является эталоном цвета по желанию заказчика.

Этот тип цветопробы занимает лидирующие позиции по популярности у клиентов. Во-первых, для напечатания цифровой палитры не требуется много времени. В нашей компании вы получите распечатку в день заказа.

Второй существенный плюс – низкая стоимость по сравнению с другими видами. Для оттиска документа требуется только типографская бумага, на которой планируется печать основного тиража, и те же краски. Весь процесс не требует больших ресурсозатрат и сопоставим с печатью на обычном принтере.

Цифровая цветопроба может быть неконтрактной или контрактной, как пожелает клиент. При такой печати изображение легко откалибровать. Возможны детальные настройки цвета, так как цветоподача регулируется прямо во время процесса печати.

Минусы цифрового типа связаны с качеством оборудования. Наиболее достойные цветопробы можно получить только на профессиональных устройствах, которые есть в компании «Репроцентр АТАК». Ещё один недостаток – это невозможность воспроизвести растровую точку. Но в большинстве случаев цифровой печати достаточно для определения эталона цвета и для выпуска качественного тиража.

Другие виды цветопробы

Самый быстрый вид цветопробы – экранный. Для него не требуется печать, поэтому материальные затраты невелики. В данном типе цвета и изображение выводятся на мониторе компьютера или иного устройства. Основное требование к экрану – точная калибровка по цвету для отображения фактических тонов.

Экранная цветопроба позволяет оперативно вносить изменения в спектр в режиме реального времени. Она хороша для предварительной корректировки цветопередачи, но специалисты редко используют её в профессиональной полиграфии.

Каким бы хорошим ни был монитор, всегда возможны сильные искажения тонов. Не получится проследить наличие мануаров, так как нет процесса печати. Экранная цветопроба может использоваться в любительской полиграфии, когда нужно самостоятельно откалибровать цвета.

Ещё один минус – несовпадение видов цветовых палитр при печати и при отображении на экране. Типографии используют CMYK-цвета, тогда как электронное изображение представлено в RGB.

Выделяют также аналоговую цветопробу. Она осуществляется путём нанесения краски на глянцевую окрашенную бумагу. Этот вид позволяет точно определить появление мануаров. Аналоговая печать цвета частично воспроизводит растровую точку.

Минусов у такой цветопробы немало. Во-первых, передача цвета очень приблизительна, поэтому взять этот тип за эталон цвета не получится. Во-вторых, невозможно напечатать аналоговую контрактную цветопробу. А изготовление этого вида занимает много времени и требует немалых затрат.

Но аналоговая цветопроба – этомаркер качества печати тиража, так как позволяет точно выявить все артефакты.

Что выбрать?

Сейчас аналоговый тип постепенно замещается цифровым. Мы не рассматриваем экранный вид, так как в профессиональной полиграфии он практически не применяется.

  • Первое – скорость. Аналоговая цветопроба изготовляется в несколько этапов и весь процесс занимает несколько дней. Цифровой тип вы получите уже в день обращения. Мы гарантируем вам самые быстрые сроки.
  • Второе – цена. Цифровая цветопроба признана самой недорогой. Для неё нужна лишь печатная бумага требуемого формата, типографские краски и профессиональный принтер. Для аналоговой печати потребуется множество дорогостоящих компонентов.
  • Третье – качество. Благодаря нашему высококлассному оборудованию качество передачи цвета при цифровой цветопробе значительно превосходит аналоговый тип. А для профессиональной печати мы создадим контрактную цветопробу.

Обращайтесь в «Репроцентр АТАК»!

Цветопроба – один из основных элементов предпечатной подготовки. Перед запуском в тираж вы можете заказать контрактную цветопробу необходимого формата и со строгим соблюдением стандартов качества ISO.

Что такое цветопроба? Это один из основных элементов предпечатной подготовки, которая представляет из себя высококачественную распечатку на специальном принтере и бумаге.

Для чего нужна контрактная цветопроба? Она необходима для визуального контроля печати и является документом, необходимым для контроля оттисков по цвету в офсетной печати.

Можно ли обойтись без цветопробы? Цветопроба - один из важных инструментов для обеспечения качества цветовоспроизведения в полиграфии. Цветопроба дает представление о том, как будет выглядеть тиражный оттиск после выполнения печати заказа. Так как офсетная печать – сложный физико-химический процесс, на который влияет множество факторов, печатинку необходим эталон цвета, по которому он будет осуществлять визуальный контроль. Ведь даже печатая по нормам, отклонения цвета от эталона могут быть весьма значительными.

Цветопроба является документом, после подписания контракта, если она изготовлена по стандарту и имеет шкалы для колориметрического контроля, который является эталоном цвета для печатника.

Мы изготавливаем контрактные цветопробы, полностью соответствующие международному стандарту ISO 12647-7, имитирующие печатный процесс описаный в стандарте ISO 12647-2 (ЕВРОПЕЙСКИЙ СТАНДАРТ ОФСЕТНОЙ ПЕЧАТИ). Также, по вашему желанию мы можем изготовить цветопробу имитирующую любой нестандартный печатный процесс.

Не каждая цифровая цветопроба является контрактной , обязательно соблюдение качества производства цветопробы, отклонение от Iso не должно превышать dE 3, так же контрактная цветопроба должна содержать шкалу для колометрического контроля Ugra/Fogra

Все цветопробы проходят контроль на соответствие стандарту ISO 12647-7 c помощью профессионального оборудования фирмы Xrite.

Наличие нескольких цветопробных устройств дает нам возможность оперативно выполнить заказ любого объема в срок

Цветопроба является одним из этапов предпечатной подготовки тиража и представляет собой отпечатанное изображение, которое выступает в роли образца, согласно которому будет изготовлен тиражный оттиск. В целом без пробной печати можно обойтись. Данный этап работы не является обязательным при выполнении заказа на создание печатной продукции, однако, чтобы избежать возможных разочарований и необоснованных денежных потерь, изготовлением пробы цвета лучше не пренебрегать. Цветопробный оттиск призван обеспечить возможность контроля цветовой гаммы и других параметров во время печати и, следовательно, контроль за качеством печатных материалов. Существует целый ряд факторов, в силу которых в процессе печати может произойти отклонение цвета от первоначально задуманного, что искажает картинку и ухудшает ее эстетическое восприятие. В свою очередь это приводит к снижению эффективности вашей рекламной кампании, ведь рисунок значительно отличается от оригинального продукта, а это вводит потенциальных клиентов в заблуждение и может вызвать нежелательные последствия, включая ухудшение вашей деловой репутации. Согласитесь, будет крайне неприятно и экономически невыгодно утилизировать весь тираж полиграфической продукции, поскольку результат не соответствует желаемому. Впрочем, такие ситуации некогда имели место достаточно часто, поскольку между издательствами и типографиями постоянно возникали споры, кто же виноват в низком качестве печатной продукции. Пробная печать стала тем важным инструментом, который позволил конкретизировать задачу и добиться взаимопонимания между заказчиком печатной продукции и исполнителем работы.


Достаточно сделать цветопробу , и вы будете знать наверняка, как будет выглядеть готовое печатное изделие, полученное после выполнения заказа. Если качество цветопередачи вас не устроит из-за наличия искажений, делающих оттенки неестественными, или будет обнаружено некорректное расположение элементов, включая шрифты, переносы, разрыв страницы, можно заранее внести коррективы в макет и исправить ошибки, добившись создания эталонного варианта, который максимально удобен для восприятия и соответствует выбранной концепции позиционирования рекламируемого продукта. Данная мера позволит быть уверенным, что в результате выполнения заказа вы получите высококачественную полиграфическую продукцию, отвечающую вашим запросам по всем параметрам цветовоспроизведения.


Изготовление цветопробы – важный этап работы и для заказчика продукции, и для специалиста по печати. Клиент получает возможность воочию увидеть и визуально оценить выбранное дизайнерское решение, а печатнику цветопробный оттиск помогает лучше понять требования заказчика и создать вариант, который полностью им соответствует.


Цветопробы бывают нескольких типов в зависимости от своего назначения. Самым простым вариантом является оценочная цветопроба . Этот оттиск направлен на приблизительный контроль оттенков, чтобы избежать возможной путаницы, когда желтый цвет вдруг на картинке превращается в зеленый и др. Для изготовления цветопробы такого типа достаточно недорогого принтера. Наиболее распространенным решением являются подписные (контрактные) цветопробные оттиски, которые обеспечивают гораздо более строгий колористический контроль с учетом цветовых нюансов. Значимость производственной (контрактной) цветопробы подтверждает и тот факт, что она является документом, который после утверждения заказчиком выступает в качестве основного руководства по созданию печатной продукции.

Как происходит изготовление цветопробы? Цифровые и аналоговые системы

До недавнего времени клиентам была доступна только аналоговая цветопроба, изготовление которой было довольно сложным и длительным процессом. Для решения задачи использовали фотоформы, пленку, красители, которые имитировали основные оттенки, а также специальное техническое оборудование (пробопечатный станок), предназначенное для экспонирования рисунка и последующей ламинации. Ввиду особенностей процесса цветопробный оттиск представлял собой изображение, состоящее из нескольких слоев, которые наносились последовательно один за одним. Схема создания цветопробы включала в себя несколько стадий. На первом этапе на подложку наносили краситель одного оттенка, а затем на полученные слои накладывали фотоформу для проведения экспонирования, которое изменяло химико-физические характеристики краски. После этого краситель удаляли, причем иногда это приходилось делать вручную из-за конструктивных особенностей оборудования, а на подложке оставался отпечаток соответствующей краски.


Чтобы сделать цветопробу , приходилось повторять данный алгоритм действий для каждого красителя, после чего происходила прокатка защитного слоя. Различают жидкостную и сухую аналоговые цветопробы. Эти технологии имеют некоторые различия. Жидкостная пробная печать получила такое название, поскольку для изготовления оттиска применяли специальные растворы, а при изготовлении сухих цветопроб снятие красителей с элементов происходило с помощью механических приспособлений и инструментов.


Несмотря на высокую распространенность, у аналоговых цветопроб было немало существенных недостатков. В первую очередь, это ограниченные возможности по цветовоспроизведению и разрешающей способности, различия в составе между красителями и красками, которые применяют в процессе печати, невозможность имитации оттенка и текстуры поверхности материала, который будет использоваться в качестве основы, а также невозможность учесть технические особенности конкретной модели печатного устройства.


В настоящее время данную устаревшую технологию сменила цифровая цветопроба . Эта методика изготовления цветопробного оттиска значительно превосходит прежний вариант по всем показателям, позволяя получать реалистичные изображения высокого разрешения. Благодаря наличию современного оснащения и материалов процесс создания цветопробы занимает минимум времени. В компании Pixelpro сделать цветопробу можно в день обращения, поскольку мы располагаем несколькими цветопробными устройствами, что обеспечит экономию вашего времени! Пробная печать выполняется на специальной рулонной бумаге.


Требования к оригинал-макетам, которые используются при создании цветопроб , вы можете изучить на страницах нашего сайта, а также уточнить информацию у консультанта Pixelpro (Москва). Задать свои вопросы можно по контактному номеру или e-mail.

Общие требования к цветопробам

При создании контрактных цветопроб процесс работы регламентирован международным стандартом офсетной печати ISO 12647-7. Согласно требованиям, цифровая цветопроба содержит шкалу колориметрического контроля Ugra-Fogra Media Wedge V2.0, информацию о файле и времени печати, а также данные по отчетам фактических и целевых измерений цвета. Мы располагаем современным оборудованием Xrite, с помощью которого пробные образцы проходят проверку на соответствие действующим нормам.

Цветопроба – это технологическая операция, с помощью которой удается визуально оценить будущие результаты напечатанного цветного изображения. Наличие цветопробы необходимо оператору цветоделения для того, чтобы корректировать изображение до запуска печати. Необходима она и печатнику, который должен достигнуть соответствий тиражного оттиска согласно пожеланиям заказчиков. Цветопроба поможет проконтролировать самые непростые участки макета, отследить муар, наложение цветных элементов друг на друга, а также маскировку дефектов.

Создание цветопробы

Изготовление цветопробы после цветокоррекции и процесса сканирования поможет не допустить ошибок на подготовительных этапах в печать. Цветопроба уже сверстанных полос также не менее распространена, и производится она на профессиональном типографском оборудовании, либо на простом принтере. Еще один вид цветопробы – выполненная на печатных формах или фотоформах. Это очень точная, а также самая дорогая цветопроба. Развитие компьютерных технологий влияют на потерю актуальности аналоговых проб. В любом случае, цветопроба – это лишь имитация офсетной печати, и степень ее предсказуемости определяется информацией о формате печатного процесса, а также учетом данных параметров при производстве цветопробы.

Современные цветопробы делятся на две группы: цифровые и аналоговые. К аналоговым цветопробам можно отнести оттиски, сделанные на пробопечатных станках, а к цифровым – цветопробы всех типов, в изготовлении которых не задействованы вещественные носители.

Аналоговые устройства

Пробопечатные станки появились пол века назад, и используются по сей день, особенно когда дело касается сложных тиражей. В данное время такие станки используются редко, хотя они и являются единственным способом проверки качества печати. Цветопроба с фотоформ является альтернативой пробопечатных станков.

Схемы работы аналоговых устройств для типографии практически одинаковы, но заказчики, как правило, доверяют им намного больше, чем цифровым устройствам.

Цифровые устройства

В 1998 году отечественные производители впервые начали практиковать цифровую цветопробу. Качественная печать была им необходима, но получить ее пытались в короткий срок, с наименьшими денежными тратами.

Решения цифровых пробопечатей классифицируются по нескольким признакам. Один из таких критериев – тип осуществляемой пробы, а это либо полноценная проба, либо композиционная или спусковая. Проба может быть предварительной, оценочной или контрактной, - на эти свойства пробы влияет уровень реализации и этап выполнения печати. Растрирование и технологический уровень печати делят пробы на полутоновые и растровые. При растровой пробе воспроизведены все элементы изображения, а растровый процессор выводит готовое изображение в печать. Информация о растровой структуре теряется, если речь идет о полутоновой пробе.

Технологический процесс по созданию изображения на пробопечатном устройстве напрямую влияет на разрешение пробы. Полутоновая печать, как правило, создается на струйных устройствах, чье преимущество выражается в невысокой стоимости принтеров и хорошей скорости печати, а также выполнении черновой печати на обычной бумаге. У струйной технологии есть и недостатки: это разбрызгивание краски, нечеткое изображение, постоянная опасность засора форсунок, а также необходимость поддержания бесперебойного питания.


Точечная цветопроба

Растровая проба дает полную информацию о цвете и структурном строении элементов изображения. Такое решение является довольно дорогим, и, не смотря на то, что на растровые пробы стали претендовать струйные и лазерные принтеры, а также плоттеры для цветопроб, говорить в этих случаях о высокоточном воспроизведении не приходится.

Не стоит также забывать и о мягкой (экранной) цветопробе, которая используется лишь при наличии откалиброванного монитора с высокой четкостью. Калибровка монитора – несложная процедура, и если в дизайн-центре есть несколько компьютеров, то ее можно производить самостоятельно с помощью специальных приборов. Также, мягкая цветопроба – хорошее подспорье для опытного дизайнера, помогающее сэкономить на дорогих материалах для профессиональных станков.

Печать без фотоформ навела на идею создания новейших систем цветопроб – approval. Конструкция этих машин похожа на лазерные экспонирующие устройства высокой точности. Результатом работы этих устройств является перенос почти одинакового по отношению к ожидаемому оттиску офсетной печати изображения.

Цветопробы с имитацией растра бесспорно превосходят другие, т. к. их результат не требует фотоформ, но при этом соответствует аналоговой пробе. Удобство управления цветом на них не уступают другим видам цифровых форм.

Какие цели вы ставите перед собой?

Иногда сложно разобраться на рынке типографского оборудования из-за наличия большого количества товаров. Правильно организовывая работу на начальной стадии, предпочтительно иметь комплекс цветопробных систем. Начинать следует с аналоговых устройств, а заканчивать очень дорогими цифровыми решениями, стоимость которых превосходит тысячи долларов. Обязательно обзаведитесь откалиброванным монитором, лазерным принтером для контроля выпуска полос и цветопробным решением для конечного результата. В будущем вы можете исключить использование лишних систем. Но на начальной стадии очень важно контролировать все стадии процесса, что является ключом к успеху.

Можно идти разными путями – создать целую систему цветопроб на обычном принтере, закупить многочисленное оборудование, профилировать машины и неустанно контролировать. Но можно пойти и другим путем, т. е. с наименьшим сопротивлением. Речь идет о постановке готового решения у умных поставщиков, для чего понадобиться несколько тысяч долларов, зато вам не нужно будет постоянно контролировать процессы. Поставщики будут сами контролировать работу и нести ответственность за корректные результаты цветопроб.

В данное время существует высокая конкуренция типографских компаний, поэтому, если цель вашего предприятия – выход на новый уровень, обойтись без цветопробы невозможно . Она поможет привлечь новых клиентов и продолжать заинтересовывать старых, но для этого необходима помощь профессионального дизайнера. Наши дизайнеры имеют огромный опыт в корректировке и передачи правильного цвета на бумагу. Они помогут вам подобрать цвет, и на бумаге он будет смотреться так же, как в вашем проекте.

Типография "Парадиз" предлагает вам услугу цифровой цветопробы .

Мы печатаем изображение на струйном плоттере Epson SureColor P5000 с высоким разрешением, на специальной бумаге, с использованием профиля печатного устройства и профиля печатного процесса, обеспечивающих максимальное соответствие цветопробы имитируемым условиям печати.

По умолчанию мы используем профиль печатного процесса ISO Coated v2 (FOGRA39) - это листовая офсетная печать на бумагах 1 или 2 типа, т.е. глянцевая или матовая мелованная бумага плотностью 250 г/м2, с использованием позитивных пластин, с регулярным растрированием 150 dpi, с плотностями и растискиванием в соответствии с ISO 12647-2:2004.

Возможно использование профилей других печатных процессов, как стандартных ISO, так и любых нестандартных профилей заказчика.

Контрольные измерения шкал, помещаемых на пробу, производятся с помощью спектрофотометра GretagMacbeth i1 Pro (Eye-One Pro). Затем вычисляются отклонения измеренных на пробе значений цвета. После этого делается заключение о соответствии цветопробы стандарту ISO 12647-7.

Стоимость цифровой цветопробы (руб.)

Формат А4 (210х297) А3 (297х420) А2 (420х596)
Стоимость 500 1000 1500

Как заказать цветопробу

  1. Предоставляете технические требования типографии (Профиль icc), по умолчанию идет ISO Coated v2 (FOGRA39) с регулярным растрированием 150 dpi.
  2. Связываетесь с нами через сайт или по телефону, делаете заказ и оплачиваете счет.
  3. Присылаете ссылку на файл или присылаете его по электронной почте.
  4. Получаете готовую цветопробу с помощью курьера или самовывозом.
  5. При получении цветопробы, не забудьте предоставить доверенность, если оплата производилась по безналичному расчету.

Важной составляющей при работе с цветопробой является наличие правильного освещения.

Очень часто два одинаковых образца цвета могут восприниматься по разномув различных условиях. Такое явление называется - метамеризм состояния. Метамеризм, термин обозначающий изменение цвета в зависимости от условий наблюдения (освещения и т.д.). Различают 4 основных вида метамеризма:

  • метамеризм излучения – изменение цвета в зависимости от источника освещения;
  • метамеризм наблюдателя – естественное явление и давно известный факт, что все люди индивидуально воспринимают цвет, поэтому для разных людей один и тот же цвет будет выглядеть по разному;
  • метамеризм размера измеряемого поля – изменение восприятия цвета в зависимости от его площади, многие цвета становятся более «агрессивными» при большей занимаемой площади;
  • метамеризм геометрии или угла обзора – изменение цвета в зависимости от угла обзора наблюдателя. Особенно этот эффект заметен на металлизированных или покрытых специальными красками поверхностях.

Обобщить их можно примерно так: при теплом свете теплые цвета становятся мягче и нежнее, а холодные цвета тускнеют и сереют. При холодном свете наоборот, холодные цвета становятся ярче и лучистее, а теплые цвета приобретают сероватый оттенок. Рассмотрим подробнее на примере разных источников света.

Источники света в полиграфии.

При измерениях цвета, при необходимости точной оценки цвета, при воспроизведении того или иного цвета используют стандартные источники излучения.

Наиболее часто используют источники со следующими стандартными цветовыми температурами:

  • 2800К - газонаполненные (газополные) лампы накаливания с вольфрамовой спиралью (лампы тёплого белого света ЛТБ 100W). В свете ламп накаливания почти отсутствуют синяя и фиолетовая части спектра, поэтому красные, оранжевые, желтые и зеленые цвета воспринимаются лишь с незначительными отклонениями по сравнению с этими же цветами при дневном свете, в то время как синие и фиолетовые поверхности значительно темнеют и краснеют.
  • 4800К - ксеноновая дуговая лампа (нейтральный белый). Свет люминесцентных белых ламп дневного света по своему спектральному составу близок к естественному дневному свету. При освещении этими лампами, восприятие цвета будет относительно правильным, совпадающим с восприятием при дневном освещении.
  • 5000К - утреннее Солнце
  • 6500К - близок к полуденному солнечному свету(характеристики данного освещенияпозволяют применять его в условиях с высокими требованиями к цветоразличению)
  • 7500К - дневной свет, с большой долей рассеянного от чистого голубого неба (холодный белый,содержит большую долю синей части спектра, т.е. подчеркивают синие цвета, делая серее теплые оттенки).

Для получения максимально правильного цветного изображения на всех стадиях производства часто рекомендуется поддерживать стандартную цветовую температуру освещения 6500К: от приёмки заказа через оценку оригиналов, сканирование, ретушь, экранную цветопробу, цифровую цветопробу, цветоделение, аналоговую цветопробу, печать пробных оттисков к печати тиража и окончательной сдаче полиграфической продукции.

Источник цветовой температурой 6500К имеет в своём спектре определенную стандартом ультрафиолетовую составляющую. Хотя человеческий глаз не воспринимает ультрафиолетовых лучей, многие объекты (в т. ч. красители) способны светиться под их действием. Например, без УФ-компоненты бумага будет не такой белой (в неё вводят оптические отбеливатели), а реклама - не такой яркой (в ней часто используют люминесцирующие красители).

Также дело обстоит и с различными по химическому составу красками. Из-за отличающихся характеристик спектрального поглощения пигментов красок возникает изменение цвета(метамеризм) печатного оттиска. То есть, когда для сравнения берутся два образца напечатанные одним видом краски, то неважно, при каком освещении мы это будем делать, так как спектральные характеристики бумаг и красок примерно одинаковы. Восприятие же образцов напечатанных различным способом (цифровая цветопроба и офсетный оттиск) из-за значительного различия в характеристиках спектрального характера, будет значительно зависеть от выбранного освещения. Это же применимо к сравнению офсетных оттисков и веерных образцов Pantone.

Как видно из вышеперечисленного, минимальным условием для работы с цветопробой (правильное восприятие цвета) необходим либо дневной свет, либо лампы освещения близкие к «правильной» цветовой температуре, так как прочие источники искажают восприятие. Оптимальное, но более специализированное решение – просмотровый стол с калиброванными лампами нормированного света CIE (колориметрический стандарт наблюдателя)для обеспечения правильной цветовой температуры и интенсивности освещения по ISO (стандарт, описывающий методы измерений и испытаний в полиграфии) для грамотного сравнения офсетного оттиска и цифровой цветопробы. Эти условия желательно соблюдать не только в процессе изготовления цветопробы, но и на территории заказчика.

Обзоры